Прикладная психология

«Nurtureshock: Why Everything We Thought About Children is Wrong» Po Bronson & Ashley Merryman

Оставьте комментарий

Это была одна из первых прочитанных мной книг о детский психологи для широкой аудитории и одна из лучших. Это не руководство к действию, в ней нет советов и, главное, почти нет личных мнений авторов. Это просто хороший обзор исследований на некоторые актуальные родителям темы, изложенный простым языком и приправленный историями о детях авторов и их знакомых. Авторы действительно опровергают некоторые мифы и принятые представления о поведении и развитии детей. Книга построена так, что можно не читать её целиком. Каждая глава посвящена определённой теме или мифу. В книге очень много интересной информации, я напишу то, что запомнилось или показалось интересным мне в некоторых главах.

  • Похвала. Хвалить надо не за качества (например, ум), а за приложенное усилие. Именно усилие ребёнок может контролировать. А дети, которых хвалят за качества или результат, склонны, например, выбирать задачи, в которых они себя покажут лучше всего, то есть более лёгкие.
  • Обман. Известно, что дети часто обманывают. В этой главе рассматривается проблема детских обманов и способов борьбы с ними. Я для себя вынесла две интересных мысли. Во-первых, обычно за обман ругают. Чему это учит ребёнка? Тому, что нужно врать лучше. Что делать? Поощрять правду и создать такие условия, в которых ребёнок не побоится этой правдой поделиться. Во-вторых, надо радоваться тому, что ваш ребёнок умеет врать. Это очень сложный навык, на самом деле.
  • Интеллект. Эта глава о набившем оскомину раннем развитии и о делении детей по уровню интеллекта в раннем возрасте. Вкратце: дети развиваются скачками и интеллект тоже, поэтому раннее тестирование и деление детей ни к чему хорошему не ведёт.
  • Сиблинги. Братья и сестры конфликтуют постоянно. У меня пять младших братьев и сестёр, так что я знаю об этом не понаслышке. Около 75-80% конфликтов происходят из-за дележа ресурсов. Книги, которые, казалось бы, учат мириться, на самом деле, учат и ругаться тоже. Разница в возрасте и пол детей не имеет значительного эффекта на их отношения. А вот отношения старшего ребёнка с другом как раз влияют. Дети тренируются на друзьях, хотя принято считать что, наоборот, сибилянт тренируются друг на друге. А ведь мотивации напрягаться ради отношений с братом и сестрой нет никакой: они никуда не денутся. Но главное, что в среднем количество конфликтов сбалансированно количеством положительного мирного общения. Гораздо хуже, когда дети друг друга игнорируют.
  • Конфликты. Бытует мнение, что дети не должны видеть ссорящихся родителей. Часто, осознав, что начался конфликт, родители уходят в другую комнату. И это большая ошибка: дети должны видеть разрешение конфликта и учиться на примере родителей.
  • Языковое развитие. Известно, что с детьми нужно разговаривать. И логично предположить, что, чем больше речи ребёнок слышит, тем быстрее и лучше он научится говорить. На самом деле, основным фактором является не это, а то, как часто взрослые реагируют на звуки, издаваемые ребёнком, и его попытки говорить. То есть, важен не монолог взрослого, а диалог. Только так попытки ребёнка говорить будут поощряться. 

В книге есть ещё главы о сне, расе и подростках. В общем, очень рекомендую эту книгу. Она читается легко и насыщена фактами. 

Книга на английском и на русском

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s