Прикладная психология

Пройти все круги эмиграции.

14 комментариев

Image by Shaun Tan

Каждый человек приезжающий в новую страну испытывает культурный шок. Культурный шок – это процесс адаптации к незнакомой среде. Когда свежеприбывший в страну иммигрант восторгается чистыми улицами, страдает без гречки или пытается понять как устроено метро, это называется культурным шоком. Культурным шоком принято называть всю гамму связанных с переездом чувств и эмоций: от легкого недоумения до глубокой депрессии. Каждый человек, даже самый опытный и эмоционально-устойчивый, проходит через несколько стадий культурного шока, которые лучше всех описал Питер Адлер в 1975 году.

Медовый месяц (1-6 месяцев в новой стране)

Поначалу, иммигранту нравится почти всё. Он, как турист, впитывает впечатления и восторгается тем, что «у них» устроено лучше. Ему кажется, что и еда в новой стране вкуснее, и магазины — удобнее, и здания – красивее, и люди – дружелюбнее. На этой стадии происходит постоянное сравнение «у них» и «у нас». Новая страна ещё не воспринимается как дом. Эта фаза может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев, в зависимости от опытности и впечатлительности человека.

Притирка (6-12 месяцев в новой стране)

Через несколько месяцев эффект новизны уходит и иммигрант снимает розовые очки. Он начинает сталкиваться с насущными проблемами: как питаться, как передвигаться, как общаться, как обратиться к врачу и так далее. Если в первой фазе многое игнорировалось в общем потоке впечатлений, было не нужно или воспринималось как любопытный опыт, то во второй фазе человек как бы открывает глаза и понимает, что это не каникулы, которые вот-вот закончатся. Со всем этим надо как-то жить.  Во время этой фазы часто возникает ощущение того, что ты – неудачник. Все вокруг успешно функционируют, а ты не можешь.  Иммигранты на этой стадии ищут общества своих соотечественников и особенно сильно тоскуют по родному языку и еде.

Реинтеграция (1-1.5 года в новой стране)

После осознания всех проблем в предыдущей стадии, возникает чувство злости и раздражения, направленное наружу. То есть, если в предыдущей стадии негативные эмоции были направленны внутрь, на себя, то в стадии реинтеграции раздражение обращено на окружающих, новую страну и судьбу. Иммигранты на этой стадии часто рассуждают о том, как «у них» всё неправильно устроено и рассуждают о «бездуховности» жителей новой страны.

Нейтралитет

Иммигранты, сумевшие преодалеть предыдущие две стадии без жертв, депрессий и возвращений на родину, переходят к стадии нейтралитета. Они способны адекватно оценить плюсы и минусы жизни в обеих странах и спокойно относятся к различиям.

Комфорт

Наконец, пройдя все приятные и неприятные стадии, иммигрант может достигнуть финальной, комфортной стадии, когда он чувствует себя одинаково комфортно и в «старой» и в «новой» культуре.  Этой стадии достигают не все, и часто на это уходит несколько лет.

Как выйти невредимым.

Многие же застревают примерно между стадией притирки и нейтралитета. А так как жить в состоянии постоянного конфликта невозможно, человек начинает рационализировать и оправдывать свой выбор. Отсюда такая частая агрессия или презрение к бывшим соотечественникам. Некоторые иммигранты пытаются представить свою нынешнюю ситуацию более выгодной, искусственно ухудшая ситуацию на родине. Таким образом, они пытаются найти гармонию и «договориться» с собой. В особо тяжелых случаях доходит до фиксации и маниакального выискивания недостатков в «старой» стране и культуре, любое упоминание о каких-то положительных её аспектах вызывает агрессию.

Самым здоровым и безопасным для психики (и окружающих) выбором при переезде в другую страну является отказ от оценок. Если вы не будете постоянно сравнивать и взвешивать, вам будет намного легче открыться новой культуре и жить в мире с собой. Помните, что у любой культурной особенности есть и хорошие, и плохие проявления. Цените свои культурные особенности, потому что они – неотъемлимая часть вашего «я», но и не противьтесь новому.

Из личного опыта (а я меняла страну уже два раза) могу добавить, что, во-первых, второй раз легче. Так что если вы подумываете о новом переезде, но боитесь повторения негативного опыта, не бойтесь. Вы уже знаете как организовать переезд и бытовую адаптацию, да и психологически вы готовы снова пройти через все стадии, но уже более мягко. Во-вторых, в зависимости от разных обстоятельств и вашего желания, какие-то стадии вы можете просто проскочить, а какими-то насладиться. Во время моего первого опыта адаптации, в США, я почти проскочила фазу медового месяца и надолго застряла во второй и третьей стадиях. Мне всё не нравилось, я скучала, я не хотела уступать. А сейчас я всё ещё прохожу через процесс адаптации в Англии. Я постаралась не повторить своих ошибок и растянула первую фазу почти на год, наслаждаясь достопримечательностями, местной кухней и изучая культуру. А так как бытовой адаптации всё равно не избежать, она проходила параллельно, и до сих пор, конечно, не закончилась — я здесь всего девять месяцев. Но теперь я осознаю, что со мной происходит и могу контролировать процесс. Именно поэтому я делюсь этим знанием с вами — чтобы вы тоже могли адаптироваться осознанно и безболезненно.

14 thoughts on “Пройти все круги эмиграции.

  1. со мной что-то не то наверное ) уже два года прошло, как мы переехали, а у меня что-то среднее между «медовым месяцем» и «нейтралитетом» иногда с приступами злости от того, что «там» происходит

    • Это же хорошо 🙂 Имхо, это попадает в рамки описанной мной модели. До зоны «комфорта» доходят не все и не везде, а тем, кто доходит может понадобиться и десять лет. Мне кажется, что медовый месяц может длиться очень долго у тех, у кого в принципе оптимистичный и любознательный взгляд на мир. Тем не менее, я думаю, что у тебя всё-таки уже не слепой восторг? 🙂

      «Там» — это в твоей родной стране?

      • да, розовых очков нет точно. Я вижу недостатки и что-то мне не нравится, но это не настолько критично, чтобы приводить к депрессии или вообще расстраивать. И так с самого начала было. То есть я приехала и мне сразу как-то комфортно было. А вот откуда злость эта бывает — непонятно. «Там» — да, в Украине, остались родители. Раньше я слушала украинские новости, что-то читала, теперь не могу и не хочу. Прямо вообще отторжение. Но все равно кто-то ж что-то рассказывает или приходится какие-то оставшиеся хвосты решать (с банком например) и все бесит неимоверно. Вот даже в гости не особо тянет ехать — была б рада если бы была возможность с друзьями и родителями или у нас встречаться или вообще в какой-то третьей стране.

  2. Первая фаза у меня выражалась только в том, что все было интересно: просто гулять по улицам и глазеть по сторонам, исторические места (само собой!), где какие тогровые центры, и сколько что стоит (тут я, неизбалованная дешевой и более-менее качественной одеждой на Родине, пустилась во все тяжкие, и начала с самого дешевого бренда здесь, постепенно меняя ориентацию на более качественные и подороже, а на тот дешевый сейчас и смотреть не могу). Я была как сумасшедшая, хотелось куда-то идти, что-то смотреть и слушать, открыв рот. При этом я скучала за Родиной, потому что там говорят на языке, который я понимаю, и я не чувствую себя чужаком. Это прошло примерно через 8 месяцев, тогда же я уже более-менее притерлась и к новой работе, и к коллективу, изучила все торговые центры и вообще весь район поблизости от работы (ну конечно же!!) — и все. Сейчас я спокойно сижу дома все выходные и совсем не хочу ни в какие исторические места, потому что там толпы людей и вообще лучше поспать. У врачей еще не была никаких, но опасаюсь. Как с ними общаться? Иногда раздражаюсь люди, особенно продавцы-консультанты в магазинах и любые представители сферы обслуживания. Потому что при контакты с ними я особенно остро чувствую свою нездешность и плохое знание языка. В общей сложности, прошел год и три месяца с момента переезда.

    • Судя по описанному, я бы сказала, что ты примерно между «притиркой» и «реинтеграцией». Конечно, чем больше различий между родной и новой странами, тем сложнее.

  3. Я уже 4ый год как на стадии «медового месяца.»:-D Ну, хотя я прекрасно вижу все минусы и плюсы, но дело в том, что мне абсолютно всё нравится. То есть, я даже когда переехала, у меня было такое чувство, что я не из дома в чужую страну переехала, а наооборот, из чужой страны в родной дом. Так никогда и нигде я себя не чувствовала ещё. И иммигрантом тоже себя больше на «Родине» ощущала чем тут. 🙂

    • Это хорошо, что есть исключения из правил 🙂 Я думаю, что то, насколько приятно проходит адаптация зависит от открытости, оптимистичности и гибкости человека.

  4. А я приехала после мужа. Без особой охоты и желания. Муж учился за бугром и потом 10 лет мечтал снова «туда» попасть. И никак не получалось. Я же комфортно заняла свою нишу с 18 лет и к своим 25 стала одной из лучших в своем городе — много ездила на семинары и конференции, вбухала немеренное количество денег, сил, практики в свое развитие. Имею доход вполне приличный, заявила о себе как образцовый специалист в области, которая в другой стране и применима, и, в силу незнания языка, абсолютно бесполезна. Имею квартиру-автомобиль-ремонт и прочее, что считается показателем как-бы успеха что-ли, благополучия. Мы часто ездим отдыхать и в некоторых странах проводим по 1-2 месяца. Это была зона комфорта. Я хотела ребенка. Это не хвастовство (да и чем хвастать-то —- все как у всех).
    Наконец-то любимый нашел лазейку и осуществил свою мечту —- уехал работать в другую стану (но не так как другие из-за большего дохода или продвижения, а просто потому что это «бугор»). Возвращаться он не собирался и всячески пытаелся укоренится. Хотя и дома нам (ему все-таки не совсем, как оказывается) было вполне комфортно. Обычно люди уезжают потому, что нет работы или замуж выходят.
    Я его люблю и очень скучала, одному на краю света больше полугода было очень сложно и одиноко. Я приехала к нему. Оставив все: просто взяла и ушла с 2х работ, которые приносили мне моральное удовлетворение и мой личный доход, оставила дом, 2х котов, родителей в пожилом возрасте, друзей. Я абсолютно не знаю языка (не английский), мне его трудно учить и совсем нет желания (ищу себе мотивацию и причины) — сажусь за книги, аудио уроки, но тут же на что-то переключаюсь и просто просиживаю над книгами. Хожу на рынок и в магазины, пытаюсь говорить, но потом ляпаю фразы в типа » Не говорю по….» и это подразумевает — отвалите от меня…..Прячусь в ракушку, как по-моему…
    Не знаю на каком я теперь этапе… Уезжая все лишаются многого, но и получают многое потом ( осуществляются мечты, желания, карьера, люди обретают любовь и прочее. То чего не было дома.) я обрела ступор и …..ступор. Муж не понимает, что меня смущает, ведь мы вдали от дома, родни и всего «совкового» и теперь все будет еще лучше. А я в шоке, что нужно просит денег на помаду и вообще чувствую себя содержанкой, глупой теткой, которая сидит у мужа на шее. Работу найти пока не могу из-за языка и …..кем мне быть ? —- нянькой или уборщицей?
    Пишу все это не потому, что «пожалейте меня бедняжечку», а для того, что бы : прокоментируйте меня в пух и прах, пожалуйста. Мне нужен взгляд со стороны. Сама я трезво оценить не могу — запуталась. Хотя обычно решаю все сама и не слушаю чужого мнения. Делиться своей проблемой с друзями и родными не хочу, так как они хором запоют, что я «зажралась» и прочее. Буду благодарна за книги по теме, которые меня ободрят и повернут голову в нужную сторону, откроют мне глаза, что ли. Я хочу «здесь» остаться и не потому, что повинуюсь воле мужа, а это действительно хорошее будущее, но клинить меня не перестает…. Он такой счастливый, а я хожу хнычу… Промойте мне мозг! 🙂

    • Мне очень близка ваша позиция, вам сложно принять условия как вы живете.но если вы не измените себя, свое отношение вам придется только вернуться. А ведь для женщины ведь главное семья, не так ли?

    • у меня была такая же ситуация…уже 24 года прошло,а страна эмиграции так и не стала для меня более привлекательной…..мой совет …ищите себе работу где бы у вас была возможность уезжать в командировки или много ездить,где вы можете говорить на английском ….с годами ощущение что вы не состоялись в профессии или карьере только усилиться…и промывка мозга вам не нужна,вы абсолютно нормальный человек….вы были востребованы и у вас была интересная жизнь

  5. Переезжать всегда тяжело, даже из одного дома в другой, в пределах одного района… Плохо когда нужно бросать все, какие-то любимые безделушки, картины.. Потому при переезде старалась много чего увезти с собой. Забрала даже кота с собакой. Когда вокруг много привычных вещей, — кусочек дома, как-то не так чувствуется, что все чужое. Не знаю быстро ли адаптируемся к новой стране (Словакия), но как-то совсем чужой себя не чувствую, может немножко «немой как собака», но язык понятен, учила его набегами задолго до переезда, новости и фильмы можно смотреть, и перекинуться парой слов с продавцом в магазине, с родителями деток на детской площадке, пока своего выгуливаешь.. Эйфория прошла еще на этапе первых и вторых визитов в страну. Было какое-то время на депрессию, — сидела и смотрела старые советские фильмы, искала привычные продукты.. Сейчас жаль утраченные рабочие связи.. моя команда — визажист и парикмахер, девочки модели, с которыми успела подружиться.. Тут еще связи не налажены, сижу в раковине работаю дома..

  6. Reblogged this on Me: a teacher and more and commented:
    This is what I am going through at the moment. I am still on the first page.

  7. Вам нужно постараться выучить язык во что бы то не стало и идти на любую работу, не стесняясь. Выходить в люди. Работать не ради заработка, а ради самой себя, чтобы адаптироваться в обществе. Читайте газеты и смотрите новости на языке страны в которой живете. Через пол года вам станет на много комфортней. Удачи вам.

    • когда находишься в состоянии стресса (а мы уже говорили, что переезд в новую страну — это очень серьезная стрессовая ситуация), то выучить новый язык, даже когда приезжаешь уже с определенным уровнем, бывает очень сложно. Правильно написала Laliko: берешь книги, аудио, видео и…либо быстренько находишь чем в доме заняться, либо просто убегаешь на улицу, либо переключаешься, потому что ничего в голову не лезет 😦 Такое ощущение, что ты отупел, одурел и впал в маразм одновременно. Найти работу тоже не очень просто, да и страшно: начать делать то, что ты никогда не делал, что-то не так понимать и т.д. Да, конечно, когда мы радостно «едем-едем-едем в далекие края «, мы не представляем в полной мере, какие психологические трудности нас ожидают. Чаще всего мы морально готовы к административным проблемам, может быть каким-то культурным особенностям новой страны, какие надо будет принять, можем быть готовы к материальному не особенно благополучию (например, кто выходит замуж и приезжает на зарплату мужа), но мы категорически НЕ представляем то внутреннее состояние оторванности, одиночества, потерянности и растерянности, которое нас ожидает…
      Вы хорошо написали, Вера, про чтение газет и просмотр новостей на языке страны, чтобы чувствовать себя комфортно, но не всегда помогает и не всем: я читаю и пишу лучше некоторых носителей языка, речь понимаю хуже, смотрю с мужем фильмы, вращаюсь в местной среде, но…легче от этого не становится — чувство потерянности, одиночества, оторванности (как я прочитала в какой-то статье великолепную аналогию: как дерево, вырванное с корнями, оторванное от тех корней, с которыми было тесно сплетено и пересаженное в другую почву) и безысходности с одновременным пониманием, что обратной дороги нет (особенно, когда приехал с ребенком -подростком и он уже учится в школе). Самое любопытное, что это состояние появилось на исходе второго года пребывания здесь: до этого тоже было тяжко, но не настолько, как сейчас. Хотя…может потому, что к маме уже 7 месяцев не ездила…

Добавить комментарий

