Прикладная психология

Как не превращать разговор в поле боя?

2 комментария

Когда человек чувствует угрозу, он начинает защищаться. Думаю, что каждый был в такой ситуации не раз и не два. Защитное поведение возникает, когда человек отвечает не на значение сказанного, а на эмоциональный посыл. Точнее на свое восприятие этого посыла. Почему защитного поведения нужно избегать? Во-первых, защищающийся человек, хотя ему и кажется, что он обсуждает проблему, тратит большую часть своей энергии на защиту. Во-вторых, защитное поведение одного всегда вызывает защитное поведение у других участников разговора. Наверняка, вы можете вспомнить такие ситуации, когда один вдруг выпустил иголки и начал обороняться, а следом и второй повышает голос. Обстановка накаляется, обсуждаемая проблема забыта. Как в том анекдоте про «мама, он меня сукой назвал». Существует несколько простых правил общения, которые помогут избежать защитной реакции у окружающих.

1. Оценка или описание?

Всегда выбирайте описание, оно нейтральнее и не несёт в себе обвинения. Мы часто не замечаем, как раздаем окружающим оценки и ярдыки. Даже невинное «Кто разлил молоко?» может вызвать волну защиты со стороны домочадцев. Очень вероятно, что вот этом «кто» уже поставлена оценка: «плохой» или «никчемный» или «ты всегда так делаешь». В конце концов, какая разница, кто его разлил. Можно сказать «Молоко разлито, ты не мог бы вытереть?», тем самым сместив фокус с обращения к собеседнику на обсуждаемую проблему.

2. Контроль или ориентация на проблему?

Если есть проблема, её хочется решить. Допустим, вы не хотите или не можете решить её самостоятельно и просите другого. Может быть, вы делегируете решение проблемы подчиненным. Существует два пути: контроль и ориентация на проблему. Излишний контроль вызывает защитную реакцию, потому что сигнализирует, что вы отказываете человеку в адекватности: в способности принимать самостоятельные решения, в компетентности, в зрелости. Ориентация на проблему подразумевает, что вы доверяете человеку и даёте ему право выбора в том, как он будет решать эту проблему, т.е считаете его способным её решить.

3. Превосходство или равенство?

Покровительственный тон тоже часто вызывает желание защищаться. Если один из собеседников прибегает к такой аргументации, которая заставляет второго чувствовать себя ниже по статусу или менее компетентным, то вероятность возникновения защитной реакции очень велика. Самым частым и ярким примером такой аргументации является пресловутое «поживи с моё». В таких ситуациях человек, которого «отодвинули» на нижнюю ступень, переключает свою энергию с обсуждаемой задачи на попытки восстановить свой статус, соревнование или зависть. Обратите внимание, что существует большое различие между случаями, когда собеседник чувствует себя менее компетентным, потому что он действительно меньше знает, задал вопрос и получил спокойный нейтральный ответ, и случаями, когда собеседник задал вопрос (или, хуже того, вопроса не задавал) и получил в ответ снисхождение или оценку своей компетентности.
Пост написан на основании статьи Jack R. Gibb «Defensive Communication».

Реклама

2 thoughts on “Как не превращать разговор в поле боя?

  1. Уведомление: Вместе весело? Как развиваются команды. « Прикладная психология

  2. Уведомление: Слушать и слышать: активное слушание. | Прикладная психология

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s